дизайн-код ташкента
документ, который объясняет, как управлять общественными пространствами города

Как найти облик для развивающейся столицы с характером, особым климатом и двумя тысячелетиями истории?
Дизайн-код Ташкента — это документ, который объясняет, как управлять общественными пространствами города. Для его создания мы изучили городскую ткань Ташкента и выделили типологии общественных пространств, для которых установили разные требования к наполнению, планировке и элементам городского дизайна. Среди них — улицы и площади, дворы и территории махаллей (традиционные квартальные сообщества и система городского самоуправления в Узбекистане), рекреационные зоны и территории общественных объектов.
Внутри каждой из территорий мы выявили подтипы. Улицы разделили на улицы внутри и вне центра (тем самым, установили зону городского центра), разделили их на преимущественно автомобильные и преимущественно пешеходные. Микрорайоны-махалли разделили по морфологическим типам, чтобы устанавливать разные требования к историческим малоэтажным махаллям, современной коттеджной застройке и микрорайонам различного периода (с различной этажностью, плотностью и характером). Для функциональных зон города — детских и спортивных площадок, пространств для отдыха и рекреации — мы собрали рекомендации по наполнению и реализации, вплоть до габаритов технических элементов.
Мы не только разработали типологию, но и ввели правила установления границ — ими должны пользоваться хокимияты (администрации) районов Ташкента для установления детальных границ всех типов городских территорий. В результате появится карта типов общественных пространств, с помощью которой все заинтересованные лица смогут определить ограничения по размеру вывесок, размещению нестационарных торговых объектов, требований к планировке общественных территорий, без необходимости запроса и получения требований со стороны городских властей.
В дизайн-коде мы прописали последовательность реализации проектов благоустройства — в рамках этого предложили процесс обсуждения и согласования проектов с жителями махаллей через махаллинские комитеты (специальные органы, которые по сути работают как профсоюз жителей квартала). Также мы устанавливаем правила взимания сборов за благоустройство и поддержание состояния туристических или гастрономических улиц. Статус и перечень этих улиц мы также вводим своим документом.
Еще одна важная часть документа - визуальный код города. С одной стороны, он работает как система регулирования информационных и рекламных носителей. Здесь мы, в том числе, разграничили понятия “вывеска” и “рекламная конструкция”, ограничили их габариты и дали четкие требования к их материалам и местам размещения. С другой стороны, визуальный код — это фирменный стиль для информационных носителей, устанавливаемых городом. Мы разработали цвета и фирменные паттерны, подобрали шрифты и создали дизайн для элементов навигации — указателей, информационных стел и адресных табличек на домах.
Часто дизайн-коды носят исключительно рекомендательный характер, а в общественном представлении такие документы нужны лишь для того, чтобы определять облик навигации или следить за наружной рекламой. Команда CM International и заказчик проекта хотели, чтобы дизайн-код Ташкента создавал единые правила и порядок работы для разных участников городских процессов:
• Для планировщиков и архитекторов — это своего рода техническое задание. Архитектурно-градостроительные советы районов будут обязаны проверять соответствие результатов разработки концепций с дизайн-кодом.
• Для арендаторов — инструкция о том, как оформить свой коммерческий объект: уличные веранды, вывески и прочие информационные носители.
• Для города — программа по внедрению адресных табличек на домах и навигационных носителей для пешеходов, а также — нормативный документ, на который можно ссылаться при работе с другими стейкхолдерами.
В будущем дизайн-код Ташкента станет частью новых правил застройки, которые будут разработаны правительством Республики Узбекистан.




